История гадания по китайской классической Книге перемен
Легендарный правитель Фу Си, пребывавший у власти, как принят0 считать, с 2852 по 2737 год до нашей эры, по преданию однажды увидел как из реки Хуанхэ выплыла на берег огромная черепаха (в некоторый источниках говорится о драконе-лошади), на спине которой были начертаны таинственные знаки, состоявшие из сплошных и прерванных посередине черт. В их сочетаниях Фу Си увидел систему символов, соответствовавших его представлениям о мироздании, где главенствовали небо ц земля, из взаимодействия которых рождались все вещи и явления, живое и неживое. Символы эти Фу Си изобразил в такой последовательности, как на рисунке.
Каждый из символов (триграмм) имел свое название, указывал на определенное свойство и выражал конкретный образ : 1. триграмма ЦЯНЬ (творчество), свойство — крепость, образ — небо; 2. ДУИ (разрешение), радостность, водоем; 3. ЛИ (сцепление), ясность, огонь; 4. ЧЖЕНЬ (возбуждение), подвижность, гром; 5. СЮНЬ (утончение), проникновенность, ветер(дерево); 6. КАНЬ (погружение), опасность, вода; 7. ГЭНЬ (пребывание), незыблемость, гора; 8. КУНЬ (исполнение), самоотдача, земля. Кроме того, каждая отдельная триграмма символизировала время года в зависимости от движения солнца и луны.
Основа "Ицзина" — гексаграммы — символы, состоящие из двух ба гуа, двух триграмм, т.е. — из шести сплошных и прерванных посередине черт. Возможное число вариантов — 64. Это уже значительно более сложная система, охватывающая и отражающая, в соответствии с теорией "Книги перемен", весь мировой процесс, все чередования ситуаций, происходящие от взаимодействия и борьбы сил света и тьмы, напряжения и податливости, добра и зла, ситуаций, в которых оказывается и действует человек.
Принято считать, что нижняя триграмма относится к внутренней жизни, к наступающему и созидаемому, а верхняя — к внешнему миру, к отступающему, к разрушающемуся: С древних времен существует и взгляд на гексаграммы как на комбинации из трех пар черт, каждая из которых символизирует одну из трех космических потенций: верхняя — небо, средняя — человека, нижняя — землю. Уже здесь ясно видно отличие ми-ровозрения древних китайцев от взглядов, распространенных тогда и позднее во многих других цивилизациях: человек участвует в течении жизни как равный земле и небу, как активная сила, не только зависимая, но и способная воздействовать на окружающий мир, на обстоятельства, на судьбу. И в этом главное отличие "Книги перемен" как первоначально чисто гадательного текста от всех иных гадательных систем, где человеку отводится пассивная роль, где ему предсказывается роковой ход событий, изменить который он не в силах.
Итак, в "Книге перемен" 64 гексаграммы, обозначающие, как утверждают древние комментаторы, все основные жизненные ситуации. В то же время количество возможных вариантов кодовых "слов" в молекуле дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) — носительнице генетического, кода всякого организма на Земле — тоже ровно 64. Но это еще не все. Молекула ДНК, как известно, имеет форму двойной спирали, похожей на закрученную веревочную лестницу с миллионами перекладинок. Так вот полностью генетический код выстраивается за 19 витков спирали, то есть на 19-ый виток приходится 64-й триплет, или кодон, являющийся единицей строения кода. Здесь улавливается параллель с так называемым Метоновым циклом, что лежал в основе древнегреческого календаря. Цикл равнялся 235 лунным месяцам и длился ровно 19 лет. Из этого совпадения сделано предположение, что виток двойной спирали ДНК со-(угветсвует солнечному году и может содержать в себе его информацию. Свою гипотезу он подкрепляет фактами: в каждой живой клетке насчитывается около трех миллиардов витков молекулы ДНК и — столько же ьцшлиардов лет тому назад на Земле возникли первые микроорганизмы, д что, если витки ДНК -— это не что иное, как слова, фразы ведущегося с -древних времен "дневника жизни", и не предназначен ли "Ицзин" для то-К, чтобы заставить этот "дневник" заговорить?
В процессе гадания по "Ицзину" исходили из того, что каждая гексаграмма символизирует ту или иную жизненную ситуацию, которая развертывается во времени, а каждый афоризм при гексаграмме вкратце характеризует тот или иной этап в развитии данной ситуации. Афоризмы, относящиеся к каждой из черт данной гексаграммы, повествуют о последовательном развитии ситуации. Первая позиция (нижняя черта) характеризует лишь зарождение ситуации, когда типичность ее еще до конца не определилась. Вторая позиция характеризует апогей внутреннего развития ситуации. Третья—кризисный момент перехода ситуации от внутреннего качества к внешнему. Четвертая — начало проявления внутреннего процесса вовне. Пятая — максимальное раскрытие ситуации вовне. Шестая (верхняя черта) знаменует завершение развития ситуации или ее так называемое переразвитие, когда она преворащается в свою противоположность.
Обсуждение темы История гадания по китайской классической Книге перемен
Страницы комментариев: 1 ...
Добавить комментарий
Чтобы не вводить каждый раз цифры с картинки, вы можете зарегистрироваться на сайте.
Комментарии могут не добавиться сразу в следующих случаях:
1. Если комментарий содержит нецензурное выражение
2. Если в комментарии есть ссылка на другой сайт
Комментарии будут удалены в следующих случаях:
1. При попытке установить на сайт рекламную ссылку или спам (Админ не дремлет)
2. Если комментарий оскорбляет Администрацию сайта или Автора теста.